В одном испанском городке жили-были три брата: Хуан, Хосе и Винсенте. И носили они уважаемую в этом городке фамилию – Lladro. Жили они небогато, работали на фабрике, которая выпускала керамическую посуду и плитку. Городок тот назывался Валенсия и известен сегодня, как «Город Фарфора». Днем братья Льядро работали на фабрике, а в свободное время в домашней мастерской создавали собственную керамическую посуду.
Это не сказка, сказка в истории про трех братьев начинается с 1953 года, когда Хуан, Хосе и Винсенте решили выпускать не только тарелки и чашки, а фарфоровые фигурки и статуэтки в классическом стиле, сделанные в лучших традициях 17 века. Это решение сделало фамилию Льядро уважаемой и известной не только в Валенсии, но и во всем мире.
Когда маленькая домашняя мастерская стала тесной для большого творчества братьев, они перенесли ее на фабрику в соседнем городе. Здесь братья начали совершенствовать технологию производства статуэток, доведя процесс обжига с трех этапов до одного.
Введенный монообжиг помог братьям изящные фарфоровые статуэтки сделать неповторимыми и узнаваемыми – они обрели характерные для марки LLadro прозрачность и пастельные тона.
В это же время, в конце 50-х годов, меняется оформление марки фарфора Льядро – к надписи «Porcelanas Lladro» братья добавляют изображение Ники Самофракийской. Символичное дополнение должно было ассоциировать фамилию с идеалом классического искусства.
Братья Льядро за это время накопили большой опыт, воплотили много творческих замыслов и решили, что этим непременно нужно поделиться.
Для этого в 1962 году они открыли Школу Профессионального Образования. В 1967 году начинается работа над большим проектом – строительство «Города Фарфора» – комплекса с фабриками, заводами, офисами, домами и спортивными комплексами для тех, кто трудится в фарфоровой индустрии. В нем также построили школу, где стали обучать талантливых молодых художников. Самые лучшие студенты потом становятся сотрудниками фабрики Lladro.
«Город Фарфора» (Ciudad de la Porcelana) расположился неподалеку от Валенсии и занимает сто тысяч кв. метров. Его строительство шло два года и в 1969 году комплекс торжественно открыли.
В 60-е годы испанская марка триумфально завоевывает мир. В 1965 году фарфоровые фигурки Льядро покоряют Канаду, в 1969 – Америку. В этом же году братья Льядро открывают первые собственные фабрики. 69-й год в истории братьев Льядро вообще стал переломным, если не сказать судьбоносным. К «открытию» Америки, новых заводов и комплекса Города Фарфора добавились события творческие. В этом году на свет появился «Грустный Арлекин», который на долгие годы задал марке по-настоящему узнаваемый стиль.
В 70-ее годы братья Льядро начинают работать с новым материалом – гресом, он же керамогранит. Грес позволил мастерам творить с размахом – делать большие фигуры. В отличие от фарфора, этот материал имеет матовую поверхность и теплый земляной оттенок. Особенность еще и в том, что на изделия из этого материала наносят не краску, а эмали, которые после обжига создают разные цветовые эффекты.
В этот же период под влиянием Востока Lladro выпускает коллекцию декоративных ваз расписанных птицами и цветами. В 1974 году братья Льядро начинают работу над технологически сложной коллекцией «Elite» и создают первые фигуры.
А в 1982 году мастера испанской марки Lladro создали уникальную статуэтку, потрясшую и поклонников марки и ценителей фарфора – «Цветочница». Изящная девушка за повозкой-прилавком продает цветы, сотни цветов. Цветы – особая тема в творчестве братьев Льядро и занимает особое место, но это и особенно сложная деталь. Поэтому создание такой фигурки требует не только опыта, но высокого уровня мастерства художников.
Этим в компании занимается целая группа мастеров, которые скрупулезно вручную создают каждый цветок по лепесточку. Все детали цветов – лепестки, листочки, стебли, пестики, тычинки сначала по отдельности лепятся, а затем также по отдельности обжигаются. После этого при помощи специального пинцета из них собирают один цветок, который может состоять из нескольких десятков деталей.
Первой «скульптурой года» стала забавная и добрая статуэтка «Клоун с собачками».
В 1986 году компания братьев Льядро открывает филиал в Японии, чуть позже в Китае, Автралии, США и Англии. А в сентябре 86-ого в Нью-Йорке открывается Музей Lladro.
Фигурки Lladro находится в коллекциях Эрмитажа, Королевского Музея Искусства и Истории в Брюсселе, в Музее современного искусства в Санто-Доминго. Уникальность компании братьев Льядро в том, что ее художники создание фарфоровой статуэтки превратили в высокое искусство. И это высокое искусство еще и имеет свою философию.
В начале 50-х годов, когда братья Льядро только основали свою компанию, они решили, что все свои фарфоровые изделия посвятят только позитивным и светлым аспектам жизни, и назвали свою философию «кругом жизни».
До сих пор эта идея остается главным источником вдохновения художников марки Lladro, которые полностью разделяют ее. Именно поэтому, как сказал в одном из интервью Давид Льядро,один из представителей второго поколения этой семьи, испанская марка Lladro создала коллекции, посвященные Африке, Индии и Китаю. «Меняется жизнь, а вместе с ней и мода, – сказал Давид Льядро, – По моему мнению, следующей глобальной культурной темой в интерьере будет Африка или Индия. Африка ассоциируется у нас с сильными эмоциями, а это именно то, что хочет современный человек» , — отметил Давид Льядро.
Lladro Сегодня
Братья Хуан, Хосе и Винсенте руководили созданной ими компанией около 50 лет. Но на этом история не заканчивается, у нее есть продолжение. Сегодня «фарфоровое дело» по-прежнему в руках семьи Льядро, но управляют им уже не братья, а их дети – Давид,Роса, Анхелис – второе поколение известной и уважаемой во всем мире фамилии.
Но это уже новая история, речь о которой еще впереди.